Организация умственного труда в квартире

Сегодня мы подготовили статью на тему: «организация умственного труда в квартире», а Анатолий Беляков подскажет вам нюансы и прокомментирует основные ошибки.

К умственному труду (интеллектуальному труду) относится деятельность, связанная с приемом и переработкой информации, требующая напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. Научно-технический прогресс с каждым годом увеличивает число лиц, выполняющих преимущественно умственную работу. У многих профессий с традиционным преобладанием физического труда в настоящее время имеется стойкая тенденция к увеличению доли умственного компонента. Для большинства современных профессий характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности. Перечисленные факторы часто приводят к нервным перегрузкам, а как следствие — к возникновению сердечно-сосудистых и нервных заболеваний.

 

Основные виды умственного труда в современном производстве можно разделить на следующие группы:

  • 1. Операторский труд;
  • 2. Управленческий труд;
  • 3. Творческий труд;
  • 4. Труд учащихся и студентов;
  • 5. Труд медицинских работников.

В понятие «основы научной организации умственного труда» входят три главных компонента:

  • 1) учет психических особенностей работающего;
  • 2) правильная организация труда;
  • 3) гигиена труда.

Из числа многообразных сторон психики человека, оказывающих влияние на умственный труд, играют особенно большую роль внимание, воля, память.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что внимание есть единственная дверь нашей души, через которую все, что есть в сознании, непременно проходит. Задача каждого человека, занятого умственным трудом, заключается в том, чтобы держать эти двери открытыми. Чтение книг без внимания, по принципу Евгения Онегина – «глаза его читали, мысли были далеко» – ровным счетом ничего не дает.

Для каждого члена семьи нужно в квартире обеспечить уголок для работы, большую или меньшую площадь для умственного труда. Это не значит, что квартиру нужно превратить в канцелярию с письменными столами. Место для работы должно быть как за письменным столом, так и у полки секретера, входящего в состав шкафа, им может послужить даже один из выдвигающихся ящиков для столовых приборов, если приходится работать за обеденным столом.

Хранение предметов, предназначенных для организации умственного труда, подразделяется на хранение документации и орудий труда.

К орудиям труда относятся бумага, копировальная бумага, конверты разных размеров, папки, карандаши, фломастеры, книги, словари, ручки. Документация включает квитанции об оплате различных услуг, пошлины, налогов, дипломы, медицинские книжки.

Орудия труда размещаются в пределах рабочего стола, полок секретера или на отделениях стеллажа. Рабочий стол для школьника должен быть первой заботой родителей при оборудовании детской или детского уголка в квартире.

Школьник со своим большим кругом обязанностей должен иметь определенное место для работы с необходимыми полками, отделениями и ящиками для хранения орудий труда.

Если ребенок при возвращении из школы имеет свое собственное место для выполнения домашних заданий, рисования, чтения и подготовки к следующему школьному дню, у него появляется больше желания работать.

Этот стол должен располагаться рядом с постелью ребенка, безразлично, имеет ли он свою комнату или должен делить ее с родителями.

В квартире может быть также рабочий стол для взрослого члена семьи, но тогда его место следует планировать в какой-нибудь тихой ее части, например в спальне. Стол может быть больше или меньше, но никогда не должен быть в виде лишь одной полки, а всегда иметь определенное число открытых и закрытых отделений для размещения орудий труда.

Также стоит выделить место для хранения семейной документации. Лучше всего, когда каждый тип документов имеет свое отделение, и должно быть доступным для всех членов семьи.

Для хранения орудий труда существуют различные системы. Суть в том, чтобы выбрать какую-либо из них.

Ящики необходимо дополнить элементами с фиксированными или передвижными перегородками вторичного назначения. Эти перегородки позволяет рассортировать орудия труда по отделениям – для резинок, скрепок, карандашей и прочих мелких предметов.

Полки на стене или отделения под рабочей доской нужно снабдить так называемыми «регистраторами», в которых можно сгруппировать отдельные материалы. Это обеспечит хороший обзор и облегчит работу.

Для хранения документации также нужно выбрать какую-либо из систем: по виду документов, по годам, по объектам. Можно воспользоваться одним из способов хранения: в отдельных ящиках небольшой глубины и размеров; в отдельных конвертах большого формата.

Когда речь идёт об организации умственного труда в квартире, то хранение предметов подразделяется на хранение орудий труда и хранение документации.

Всё зависит от потребностей жильцов квартиры и возможностей семьи с учетом жилой площади.

где L – объем вентиляции в 1 м 3 ; k – количество литров углекислого газа, выдыхаемого одним человеком в час при спокойной сидячей работе (для взрослого – в среднем 22,6 л, для школьника – примерно соответствует возрасту); p – предельно допустимая концентрация углекислого газа (0,1%); q – концентрация углекислого газа в атмосфере (для города – 0,04%). Для взрослого человека объем вентиляции равен примерно 37,7 м 3 .

Фактический объем воздуха, приходящийся на одного человека в помещении – воздушный куб. Воздушный куб определяется отношением объема помещения к количеству людей в этом помещении. Величина воздушного куба приблизительно 5 м 3 .

Для нормальной работы в помещении необходим воздухообмен, интенсивность которого связана отношением между объемом вентиляции и воздушным кубом. Это отношение получило название необходимая кратность воздухообмена, показывающее сколько раз за 1 час должен полностью смениться воздух, чтобы на протяжении этого часа он соответствовал нормативам. В школьных помещениях даже в 1-м классе воздух за время урока должен обновиться как минимум дважды, в выпускных классах необходимая кратность воздухообмена равна 5-6. С целью выполнения этого требования необходима вентиляция.

Нет тематического видео для этой статьи.

 

Вентиляция может быть естественной, обусловленной разностью температур внутри и снаружи помещения (тепловой напор), силой и направлением ветра (ветровой напор), и искусственной, обусловленной применением специальных устройств (вентиляторы, эжекторы).

Естественный воздухообмен осуществляется через окна и отверстия в них, двери, щели в строительных конструкциях, поры в строительных материалах (“дыхание стен”). Воздухообмен через обычную форточку малоэффективен. Вблизи форточек создаются вихревые токи воздуха. Наиболее эффективно сквозное проветривание. Возникновение простудных заболеваний даже у закаленных людей, сидящих на сквозняке, объясняется тем, что сила вихревых токов воздуха является подпороговой для срабатывания защитных механизмов терморегуляции. Несколько лучше в плане воздухообмена зарекомендовали себя фрамуги, открывающиеся в верхней части окна.

Приведение таких показателей микроклимата помещения, как механические примеси и бактериальная загрязненность, к должному уровню достигается регулярной влажной уборкой с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

Зрительная безопасность. Зрение приносит человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире. Свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определенный жизненный тонус и ритм.

Сила биологического воздействия света на организм зависит от длины волны участка спектра, интенсивности и количества излучения. В интегральном потоке лучистой солнечной энергии различают ультрафиолетовую (УФ), видимую и инфракрасную (ИК) области спектра. ИК-излучение является носителем тепловой энергии. УФ-излучение модулирует минеральный обмен, синтез витамина D, активирует кортико-адреналовую систему, обладает бактерицидным действием. Видимая часть спектра обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора.

Длительное световое голодание приводит к ослаблению иммунобиологической реактивности организма, к функциональным нарушениям нервной системы. Свет воздействует и на психику человека, являясь также эмоциональным фактором. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности, обуславливают развитие заболеваний органов зрения. К освещению в учебном помещении предъявляется ряд общих требований.

1. Достаточность – зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон отно­сительно сторон света (предпочтительнее на юг и юго-восток), расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощности ис­точников искусственного освещения.

2. Равномерность – зависит от расположения окон, конфигурации помещения, контрастности между окраской стен, обору­дования и учебных материалов, типа армату­ры светильников и их расположения.

3. Отсутствие теней на рабочем месте – зави­сит от стороны падения света: свет, падаю­щий слева, исключает тени от пишущей пра­вой руки; верхний свет практически бестене­вой.

4. Отсутствие слепимости (блескости) – зави­сит от наличия поверхностей с высоким ко­эффициентом отражения (полированная ме­бель, застекленные шкафы) и арматуры светильников.

См. также:  Удаляем пятно от тонального крема самостоятельно

5. Отсутствие перегрева помещения – зависит от наличия и силы прямых солнечных лучей и типа ламп.

Освещение может быть естественным и искусственным. Существует ряд основных показате­лей, количественно характеризующих уровень естественного освещения.

Световой коэффициент – отношение остеклен­ной площади окон (за вычетом оконных переплетов) к площади пола. Чем больше площадь окон, тем выше уровень естественного освещения.

Угол падения света – угол, под которым свет падает на рабочее место. Он образован двумя прямыми: одна – из рабочего места к верхнему краю окна, другая – из рабочего места по горизонтали к окну. Угол падения света определяется в наи­более удаленном от окна рабочем месте и норма – не менее 27°.

Угол отверстия – тот угол, под которым видно небо над крышей противоположного здания. Он характеризует влияние затеняющих объек­тов на уровень естественного освещения и об­разуется следующими прямыми: одна – из ра­бочего места к верхнему краю окна, другая – из рабочего места к проекции в окне крыши противостоящего здания. Угол отверстия определяется в наиболее удаленном от окна рабочем месте и его норма – не менее 5°.

Коэффициент заслонения – отношение высоты противолежащего здания к расстоянию от не­го до школы. Этот показатель также характе­ризует влияние затеняющих объектов на ве­личину естественного освещения класса. Норма коэффициента заслонения не более ½. Затеняющий эффект практически отсутствует, если ко­эффициент заслонения равен 1/5.

Обязательное гигиеническое требование – чистота и качество стекол. Стекла в рабочих комнатах рекомендуется мыть не реже одного раза в 1-2 месяца. Чистое оконное стекло пропускает до 80% световых лучей, в то время как загрязненное – всего лишь 12-15%. Светопроемы должны быть свободными. Снижение напряжения механиз­ма аккомодации отмечается в том случае, если человек время от времени имеет возможность посмотреть в окно, сфокусировать взгляд где-то в бесконечности.

Искусственное освещение осуществляется в основном двумя типами ламп: накаливания и люминесцентными. Лампы накаливания, как и солнце, генерируют свет по принципу нагревания нити накала до температуры свечения. В люминесцентных лампах (лампы холодного свечения) электриче­ская и химическая энергия превращается в свето­вое излучение, минуя стадию перехода в тепло­вую энергию.

Люминесцентные лампы предпочтительнее, так как имеют ряд преимуществ: спектр их близок к естественному; обладают меньшей яркостью и не дают резких теней; не повышают температуру воздуха в помещении; при равном уровне освещенности они более экономичны.

Люминесцентные лампы имеют и недостатки: высокую до 35-65% глу­бину пульсации, создающую эффект стробоскопа (для накаливания – 5-15%) и шумовой эффект. Эффект стробоскопа проявляется в том, что при рассматривании движущегося предмета возникают различные иска­жения зрительного восприятия в виде множественности контуров объекта, кажущиеся изменения направления и скорости движения. Поэтому люминесцентные лампы не рекомендуется устанавливать там, где нужно следить за быстро перемещающимся предметом. Установлено, что пульсации вызывают заметное зрительное утомление и ухудшение функционального состояния центральной нервной системы. Для устранения стробоскопического эффекта люминесцентные лампы включают в разные фазы или применяют схему с искусственным сдвигом фаз.

 

Присущий люминесцентным лампам шумовой эффект также оказывает негативное воз­действие на деятельность центральной нервной системы вызывая сначала повышенное возбуж­дение нервных клеток, а затем разлитое тормо­жение. Устраняется этот недостаток использованием специальных бесшумных пускорегулирующих агрегатов.

Искусственное освещение обеспечивают и галогенные лампы. Галогенный свет на настоящий мо­мент является самым совершенным из искусст­венных способов освещения, так как он имеет спектр видимой части солнечного света, устраня­ет световое голодание, снижает зрительное утом­ление, повышает работоспособность. Преимуще­ствами галогенного освещения являются также отсутствие стробоскопического эффекта и высо­кая экономичность: галогенные лампы дают в три раза больше света по сравнению с люминесцент­ными лампами той же мощности.

На характер освещенности оказывает влияние окраска стен, потолков, оборудования, степень их чистоты. Для окраски стен учебных помещений наиболее рекомендуемы ненасыщенные холодные цвета – голубой, светло-желтый, светло-зеленый; светлые тона те­плой зоны спектра – кремовый, палевый. Для уменьшения слепимости необходимо свести к минимуму поверхности с высоким коэффициентом отражения – полированную мебель, застекленные шкафы.

Оптимальный световой режим подразуме­вает рациональное смешанное освещение – сочетание естественного с искусственным, которое необходимо в пасмурные дни, в сумеречные часы осенне-зимнего периода. Использование комбинированного освещения рабочего места и всего помещения в целом создает благоприятные условия для одной из важнейших зрительных функций – способности глаза приспосабливаться к разной интенсивности освещения. В условиях неравномерного освещения не успевает произойти полная адаптация и может возникнуть явление так называемой переадаптации. В связи с этим неравномерность освещения производственного помещения и рабочего места может способствовать возникновению зрительного утомления.

При нормировании искусственного осве­щения в первую очередь обращают внимание на его достаточность и равномерность. Норма освещенно­сти на рабочем месте для ламп накали­вания равна 150 лк. Норма удельной мощности светового потока для ламп накалива­ния равна 40-48 Вт/м 2 , для люминесцентных ламп – 20-24 Вт/м 2 . Простым, но эффективным мето­дом оценки общего уровня освещенности являет­ся следующий: если человек с нормальным зрени­ем свободно читает мелкий шрифт книги на рас­стоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность принято считать достаточной.

Работая с книгой, следует располагать ее на расстоянии 35-40 см от глаз, желательно в наклонном положении и так, чтобы расстояние между глазом и текстом сохранилось постоянным. Это условие трудно соблюдать при чтении лежа, так как удерживать книгу на весу в неподвижном состоянии невозможно. В результате расстояние между текстом и глазами непрерывно меняется и глазам часто приходится приспосабливаться к новым условиям, что приводит к быстрому утомлению.

Широкое включение в структуру организации вузовского образования информационных технологий требует уточнения ряда физиолого-гигиенических требований при работе на компьютере.

Целесообразно приобретать монитор персонального компьютера, подлежащий стандарту “Low Padiation” (пониженное излучение). Электромагнитное излучение современных мониторов сконцентрировано в области позади экрана. В связи с этим располагать монитор необходимо вдоль стены или в углу так, чтобы тыльная часть не была направлена во внутреннее пространство комнаты.

Длительная работа на компьютере не повредит здоровью глаз при соблюдении определенных правил. Дисплей должен быть оптимально настроен на рабочую частоту: чем она выше, тем четче изображение и ниже утомление глаз.

Перед началом работы нужно убедиться что экран не мерцает. Если мерцание ощущается – монитор устарел и требует замены.

Оптимальное расстояние от глаза до экрана – более 50-60 см; экран должен находится ниже уровня зрачков. Добиться этого легко, если пользоваться стулом, с регулируемым уровнем сиденья.

Противопоказана работа на дисплее монитора в темноте. Вместе с тем, источник света не должен отбрасывать блики. Многие современные модели имеют антибликовое покрытие.

Эффективно использовать релаксационные компьютерные очки. Они защищают глаза, снимают застойные явления в сосудах глаз, чувство усталости.

Основным признаком переутомления глаз считается пересыхание слизистой оболочки глазного яблока. Целесообразно чаще моргать, время от времени вращать закрытыми глазами в разные стороны, массировать веки, в течение 1-2- минут смотреть в даль.

С целью преодоления переутомления органов зрения целесообразно использовать специальную гимнастику для глаз, которая способствует улучшению кровообращения, повышению тонуса глазных мышц. Упражнения выполняются на рабочем месте и повторяются 4-5 раз.

I вариант (3-5 мин)

1. Поочередно направлять взгляд влево-прямо, вправо-прямо, вниз-прямо, вверх-прямо.

2. Взгляд перемещать по диагонали вниз-влево-прямо, вверх-прямо, вниз-вправо-прямо.

3. Круговые движения глазными яблоками.

4. Изменение фокусного расстояния – смотреть на предмет на расстоянии 20-30 см, а затем взгляд переводить и фиксировать на определенных предметах.

5. Крепко сжать веки, моргнув несколько раз.

6. Слегка помассировать веки, поглаживая от носа к виску.

7. Прикрыть ладонями оба глаза на 1 минуту, представить погружение в абсолютную темноту.

II вариант (1-2 мин)

1. Взгляд попеременно фиксируется на близком (20-25 см) расстоянии и затем, через 10-15 сек. – на отдаленных предметах.

2. Движения глаз по вертикали: вверх-вниз (7-10 раз).

3. Закрыть глаза на 10-15 сек., открыв, проделать движения вправо-влево, вверх-вниз, несколько круговых движений.

III вариант (2-3 мин)

См. также:  Какую вытяжку выбрать на кухню

1. Смотреть прямо перед собой в течение 5 сек., затем глаза опустить вниз.

2. Поднять глаза кверху, опустить книзу, отвести вправо-влево.

3. Поднять глаза кверху, проделать круговые движения по часовой стрелке, а затем – против часовой стрелки.

 

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть.

Организация умственного труда и оценка его эффективности

К категории „умственный труд” относятся виды трудовой деятельности, которые характеризуются преимуществом нервного напряжения, связанным с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психологическими процессами как память, мышление и т.д.

Деление трудовой деятельности на умственную и физическую условно, т.к. в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические так и умственные нагрузки.

Особенностями преимущественно умственного труда являются:

– высокий удельный вес нервно-психических нагрузок;

– многообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов;

– более высокие в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответственности;

– отсутствие вещественного результата труда;

– ограниченность подвижности организма человека, что ведет к определенным негативным изменениям костно-мышечной системы, органов кровообращения и др.

– длительное обучение в учебных заведениях и постоянное повышение уровня знаний в соответствии с развитием науки и техники и др.

С определенной долей условности умственный труд может быть подразделен на следующие виды: труд технических исполнителей, труд специалистов, труд руководителей. Первая группа работников выполняет, как правило, определенные регламентированные функции (технический контроль, разработка технической документации). Вторая группа выполняет функции, связанные с развитием и совершенствованием производства, а также обеспечивает техническое руководство производственным процессом (разработка технологических процессов, аналитическая работа). Третья группа (руководители) обеспечивает техническое и организационное руководство производством, принимает управленческие решения, отвечает за результаты производства.

Рациональная организация умственного труда требует соблюдения ряда условий:

– постепенное вхождение в работу, начиная с более простых элементов, придерживаясь оптимального увеличения объема работы и усложнения деятельности;

– соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности;

– определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, т.к. чрезмерно завышенный, так же как и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияют на организм человека и уровень его работоспособности;

– установление и соблюдение оптимального режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности.

Важным условием продуктивности умственной деятельности является рациональная организация, к элементам которой относятся: организация рабочего места, организация справочно-информационной деятельности, работа со специальной литературой, установление деловых контактов, умелое использование технических средств и др.

Исходя из требований организации труда рациональная организация рабочего места работника умственного труда – существенный момент в создании условий для плодотворной работы.

Под рабочим местом работника умственного труда подразумевается совокупность предметов мебели и технических средств, используемых в работе. Задача совершенствования рабочего места предполагает оснащение его всем необходимым в соответствии с особенностями выполняемой работы, а также рациональное расположение необходимого оснащения, создание наиболее комфортных условий для работы, предотвращение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, облегчение труда, поскольку он связан с постоянным высоким нервным напряжением, однообразной неподвижной рабочей позой, что вредно сказывается на организме человека.

Одним из обязательных и характерных элементов трудового процесса специалистов является рациональная организация делопроизводства. Объем документооборота постоянно растет. С целью снижения затрат рабочего времени руководителей и специалистов на работу с документацией, исключения выполнения несвойственной им трудоемкой работы необходимо автоматизировать процессы работы с информацией с помощью ЭВМ. Необходимо также оптимизировать оснащение рабочих мест специалистов – обеспечить их необходимыми средствами и предметами труда, удобным их размещением. Это позволит с наименьшим напряжением сил человека при максимальной нагрузке на средства труда в кратчайшие сроки перерабатывать информацию, принимать оптимальные решения и давать необходимые распоряжения.

Применение наиболее рациональной мебели способствует значительному повышению производительности труда. Как показали результаты социологических исследований, в отдельных случаях при удачно подобранной и расставленной мебели производительность труда работников аппарата управления повышается на 20 – 30%.

Требования, предъявляемые к средствам и предметам труда, определяются характером работы и антропологическими данными человека. Благодаря рациональному размещению средств труда на рабочем месте уменьшается физическое и нервное напряжение, исключаются лишние движения, повышается эффективность труда.

Неотъемлемой частью оптимальной организации труда является создание нормальных психофизиологических и санитарно-гигиенических условий труда (отсутствие шума, температурных перепадов, нормальная освещенность рабочего места и др.).

При организации труда работников аппарата управления целесообразно использовать опыт применения типовых проектов организации труда. Они наиболее эффективны при создании рабочих мест руководителей подразделений, производственных отделов и служб на предприятиях.

Основные принципы организации умственной деятельности были сформулированы в 1911 г. русским физиологом Н.Е. Введенским:

· в работу нужно входить постепенно;

· должен быть определенный ритм работы, так как ритмичность деятельности способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления;

· необходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности, что предполагает регулярную, организованную и плановую работу;

· необходимо установить правильное чередование труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями;

· высокая работоспособность сохраняется при постоянной и систематической деятельности, при которой закрепляется навык.

Рекомендации, ориентированные на повышение качества умственного труда:

· поддержание профессиональных знаний на уровне, достаточном для решения любых задач, которые возникают во время работы;

· поддержание умеренного и постоянного уровня производственной нагрузки;

· соблюдение ритмичности в работе;

· создание условий для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных;

· перерывы на отдых должны быть заполнены деятельностью, которая снимает психо – эмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специальные психогигиенические процедуры);

 

· во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 минут выполнять физические упражнения с интенсивностью в пределах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сердечных сокращений.

Умственный труд, не осложненный отрицательными эмоциями, не оказывает сколько-нибудь выраженного неблагоприятного действия на организм, в то же время среди работников умственного труда высок процент заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. Недостаточная активность скелетных мышц, которая в норме способствует развитию процессов адаптации и повышает функциональные резервы организма, приводит к обратному результату – снижению адаптивных возможностей. Поэтому важным средством поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья человека является чередование умственного и физического труда, использование комплекса физических упражнений. Однако, таких простых рекомендаций часто бывает недостаточно, требуются более глубокие знания особенностей умственного труда и гигиенических правил профилактики неблагоприятного влияния легкого физически, но напряженного в эмоциональном отношении вида деятельности.

185.244.173.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Совершенствование разделения трудовой деятельности лежит в основе распределения труда на две группы: физический труд и умственный труд.

К умственному труду относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т.д. Вместе с тем физические нагрузки, обусловленные расходованием двигательной энергии, преобладанием динамических мускульных затрат, при умственном труде незначительны. Деление трудовой деятельности на умственную и физическую в значительной мере условно, поскольку в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические, так и умственные нагрузки.

Особенностями преимущественно умственного труда являются: высокий удельный вес нервно-психических нагрузок; многообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов; более высокие в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответственности; отсутствие вещественного результата труда. В то же время с физиологической точки зрения умственный труд характеризуется: ограниченностью подвижности организма работника; низким уровнем протекания физиологических процессов (ассимиляции и диссимиляции), что ведет к определенным негативным изменениям костно-мышечной системы, а также систем дыхания и кровообращения.

Знание особенностей физиологии и психологии людей, занятых физическим или умственным трудом, позволяет решать вопросы повышения эффективности их трудовой деятельности посредством улучшения условий труда, в том числе путем проведения организационных мероприятий.

См. также:  Как сделать обрешетку на лоджии и балконе

Организация труда работников, занятых выполнением преимущественно умственныхфункций, значительно отличается от организации труда работников физическоготруда: деятельность служащих, специалистов, руководителей, работников творческого труда требует длительного обучения в высших и средних специальных заведениях и постоянного повышения уровня знаний в соответствии с развитием науки и техники, является наиболее ответственным и требует высоких нервных нагрузок.

Психофизиологические особенности умственного труда связаны с тем, что в содержании этого труда значительное место занимает творческое мышление– сложнейший психофизиологический процесс, протекающий в коре головного мозга человека в период трудовой деятельности. В результате творческого мышления появляется новая мысль, складываются определенные понятия, оформляется образ, которые впоследствии используются в практической работе. Творческое мышление в различной степени необходимо для решения многообразных производственных (технических или организационных) задач. Кроме того, особенностями умственного труда являются: высокий уровень внимания (т.е. сосредоточение психической деятельности народном или нескольких взаимосвязанных объектах) и, прежде всего, активного волевого внимания; хорошая память (т.е. с психофизиологической точки зрения процесс формирования, хранения и воспроизведения в определенное время необходимой информации).

С определенной долей условности умственный труд подразделяется на следующие группы: труд технических исполнителей, труд специалистов, труд руководителей. Первая группа выполняет, как правило, определенные регламентированные функции (например, технический контроль, разработку технической документации). Вторая группавыполняет функции, связанные с развитием и совершенствованием производства, а также обеспечивает техническое руководство производственным процессом (например, осуществляет разработку технологических процессов, конструирует и внедряет новшества на производстве, выполняет аналитическую работу). Третья группаобеспечивает техническое и организационное руководство производством, принимает управленческие решения, определенные уровнем их компетенции, отвечает за результаты производства.

Особые условия эффективности умственного труда в значительной степени обусловливаются существенно неодинаковым социально-экономическим положением работников, занятых умственным и физическим трудом, а также различием выполняемых ими функций. Так, работники умственного труда, относящиеся к интеллигенции, осуществляют функции по управлению производством, государственную, культурно-просветительскую и научную деятельность, обеспечивающие развитие и внедрение инновационных процессов, способствующих научно-техническому прогрессу. В то же время работники физического труда, который характеризуется как преимущественно исполнительский труд, непосредственно воздействуют на предмет труда. Все это, а также психофизиологические особенности умственного и физического труда обусловливают разные требования к организации различных видов трудовой деятельности.

В современных условиях не потеряли значимости сформулированные Н.Е. Введенским основные требования к организации умственного труда, состоящие в следующем:

1) постепенное вхождение в любую трудовую деятельность, в том числе в умственную. Работу необходимо начинать с наиболее простых элементов, таких как подготовка рабочего места, планирование труда на предстоящий период

2) соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности;

3) определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, в том числе умственной, что в значительной степени снижает утомляемость. При этом необходимо помнить, что чрезмерно завышенный и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияет на организм человека и уровень его работоспособности. Темп работы следует устанавливать с учетом индивидуальных возможностей человека, которые могут сильно различаться;

4) установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с занятиями физкультурой и спортом.

 

Важным условием продуктивности умственной деятельности является рациональная организация,к элементам которой относятся: организация рабочего места; организация справочно-информационной деятельности; работа со специальной литературой; ведение личного архива; установление деловых контактов; планирование личной работы; умелое использование технических средств в процессе умственного труда и т.п.

Под рабочим местом работника умственного трудаподразумевается совокупность предметов мебели и технических средств, используемых в работе. Совершенствование рабочего места предполагает оснащение его всем необходимым в соответствии с особенностями выполняемой работы, а также рациональное расположение необходимого оснащения, создание наиболее комфортных условий для работы, предотвращение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, облегчение труда, поскольку он связан с постоянным высоким нервным напряжением, большими статическими нагрузками, однообразной неподвижной рабочей позой, что вредно сказывается на организме человека.

Многообразие условий, в которых выполняются функции умственного труда в различных сферах, не позволяет создать единую схему организации рабочего места. Этим объясняется тот факт, что типовые проекты организации рабочего места имеются лишь по некоторым специальностям, где преобладает умственный труд. Вместе с тем существуют общие требования к организации рабочего места работника умственного труда, главными из которых являются досягаемость, обозримость всех рабочих материалов, а также изолированность рабочего места. Досягаемость предполагает такую планировку рабочего места, прикоторой все технические средства и рабочие материалы располагаются так, что работа с ними не требует лишних движений, не приводит к утомлению и нерациональным затратам рабочего времени. Обозримость в сочетании с постоянством мест хранения материалов позволяет сократить потери рабочего времени на их поиск. Изолированность рабочего места для работника умственного труда позволяет снять излишнее нервное напряжение, избежать влияния отвлекающих факторов.

Организация работы с источниками информации.Поскольку умственный труд связан с постоянным поиском информации, то возможность быстро находить ее является важным условием повышения плодотворности умственного труда, а также его качества и оперативности. Увеличение объема информации усложняет систему ее поиска и предполагает наличие определенных навыков, позволяющих быстро и профессионально ориентироваться в ней, полнее использовать различные источники и значительно сократить сроки поиска информации. Подготовленность любого специалиста в вопросах получения информации должна складываться из ряда необходимых представлений: об общей системе научно-технической информации, обо всех источниках информации по конкретной специальности, о наиболее совершенной системе поиска информации. Кроме того, специалист должен обладать определенными навыками в использовании вспомогательных информационных и библиографических материалов.

Работа со специальной научной литературой для работников умственного труда является одним из наиболее важных элементов деятельности. Эффективность этой работы зависит прежде всего от совершенства владения техникой чтения специальной литературы, а также от умения вести необходимые записи. Овладение техникой чтения специальной литературы складывается из следующих этапов: предварительное ознакомление с источником информации (предварительное получение сведений об издании, знакомство с аннотацией, оглавлением, списком литературы и т.д.); чтение книги, предполагающее беглый просмотр содержания или тщательную проработку текста. Ведение записей при чтении – обязательное условие работы со специальной литературой, способствующее закреплению в памяти наиболее существенных положений и фактов и позволяющее легко отыскать интересующие специалиста материалы при повторном обращении к источнику. В процессе записи необходимо указать свое мнение об источнике информации, использовать различные приемы (сокращения, символику и т.д.), позволяющие сделать записи лаконичными, а скорость записи – высокой.

Одним из важных элементов организации умственного труда является создание и хранение личного архива, без которого серьезная работа по специальности невозможна. Личный архив может включать различные документы, копии, картотеки, конспекты, личную научную библиотеку, микрофильмы, вырезки и пр. Упорядочение личного архива позволяет наиболее полно использовать информацию в работе, систематически пополнять ее, сокращать время на поиск необходимых материалов.

Планирование личного бюджета времени, по существу, сводится к составлению проекта процессов труда на предстоящий период. Планировать следует не только свои профессиональные и личные цели, но и всю текущую рабочую нагрузку. Это необходимо для того, чтобы получить ясность, какую работу необходимо выполнить в первую очередь, какие менее важные дела можно отложить или перепоручить другим исполнителям, а какие нагрузки можно избежать. Планирование личной работыосуществляется в определенной последовательности и включает следующие элементы: анализ личного бюджета времени; оценку планируемой деятельности; сопоставление затрат времени на планируемые работы с личным бюджетом времени; формирование личного перспективного плана; приоритетность их выполнения.

Организовать свое рабочее время работникам умственного труда помогают различные технические средства, а также приспособления: карточная техника; микрокалькуляторы; аппаратура для звукозаписи (диктофоны, магнитофоны и пр.); аппаратура для микрофильмирования и чтения микрофильмов; компьютерная техника, ксероксы; канцелярские принадлежности и др. Информация об этих технических средствах и приспособлениях и грамотное их использование работниками умственного труда в повседневной деятельности повышают эффективность труда, делая его более привлекательным, а также снижают утомляемость и вносят разнообразие в выполнение трудовых процессов.

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 880 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: kwadratura24.ru

Оцените статью
Женский клуб
Добавить комментарий